Брейк-данс (англ. Breakdance) — стиль уличного танца, развившийся из хип-хоп движения в Южном Бронксе (Нью-Йорк), в начале 70-х годов. Это самый старый и самый известный из всех стилей хип-хоп танцев.
Брейкданс является одной из четырех составляющих хип-хопа наряду с рэпом, DJ'ингом и граффити.
Этимология слова:
"Брейкдансинг" (англ. Breakdancing) никогда не был термином, используемым самими его исполнителями. Они предпочитали называть себя «Би-бойз» (англ. B-boys) и «Би-гёрлз» (англ. B-girls). Само слово обрело популярность в 80-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break), танца, бывшего популярным до того как его выместил Freak, но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break, обозначающего что-то сумасшедшее, что собственно и делали танцоры.
Начало:
Широко распространено мнение, что брэйкданс в его сегодняшнем виде берет начало от способа посредничества для выяснения отношений между соперничающими бандами. Однако это мнение является результатом спекуляций СМИ во время популярности танца в 80-х. Даже если танец и был инструментом посредничества, то результативное посредничество не было ни целью, не исходом «батлов» (англ. battle), часто случалось, что такие батлы наоборот вызывали новую волну насилия.
Победителями в выступлениях становились те, кто мог исполнить как можно больше новых и сложных по исполнению движений, которые не могли бы повторить соперники.
Благодаря увеличению популярности легенды фанка Джеймса Брауна и быстрому росту количества брейкданс-команд (таких как Rock Steady Crew), брейкданс из соревнования между бандами перерос в феномен поп-культуры. Благодаря СМИ, брейданс стал известен широкой публике. Через некоторое время ни одна вечеринка, дискотека или шоу талантов не обходились без выступления танцоров брейкданса.
История локинга.
Одним из камней преткновения, стоящих на пути ко всеобщему признанию уличного танца как вида искусства, является неполнота и недокументированность. Балет, джаз, стэп, многие другие танцы имеют своих создателей, их история не является секретом и открыта для любого желающего узнать о происхождении той или иной танцевальной формы. Уличный же танец в биографии своей практически не содержит неоспоримых фактов, кроме того, что зародился он в Америке. И хотя с тех пор прошло уже более 30 лет, многие танцоры, хореографы и танцевальные группы по сей день оспаривают авторство друг друга в том или ином стиле или направлении. Лишь один человек остается признанным всеми, кто любит и знает стритдэнсинг. Имя ему - Дон Кэмпбелл, с него все и началось.
Кэмпбелл, Дон. Родился в начале 50х годов в Сент Луисе, рос в южной части Лос Анджелеса. Еще ребенком он проявил определенные способности к рисованию, делая наброски людей и окружающей природы. В целом, этим талантом Дон выделялся из своей семьи, которая считала его немного странным.
Не бросил рисовать он и позднее, в юности, что повлияло на выбор профессии - Дон Кэмпбелл стал студентом Лос-Анджелесского Торгово-технического колледжа, решив изучать коммерческое искусство.
В перерывах между занятиями Дон посиживал в местном кафетерии, зарабатывая мелочь если кому-нибудь приходило в голову попросить его набросать портрет, и даже не помышлял о своем великом будущем. В колледже Дон занимался легкой атлетикой. В танцах же, "Франкенштейн был лучше меня". Он сидел, рисовал, и временами поглядывал на детей, танцующих возле колонки в углу. Элрой Скиффер, один из старинных друзей Дона, вспоминает, как пытался научить его двигаться, показывая модные тогда "Аллигатор", "Ча-ча" и "Тэксес Хоп". Это было нелегко, но Скиффер помнит свои наставления: "До тех пор, пока ты можешь шагать, считать про себя и делаешь это в такт музыке - все нормально, ты танцуешь".
Когда Кэмпбелл наконец-то набрался смелости показать свое "мастерство" на дискотечном вечере в кафетерии, он собрал все что умеет в одну кучу, в один танец, иногда замирая посередине движения, чтобы сообразить, что делать дальше. Из-за этих пауз Сэм Вильямс, местная знаменитость и один из лучших танцоров колледжа, прозвал его Кэмпбелл-Лок (Campbell-Lock, слово "lock" в переводе с английского - "замок", а также "затормозить"). Сэм пригласил его на танцевальный конкурс в клубе Даунтаун. И Кэмпбелл финишировал пятым - из пятнадцати. "Если бы тогда я вылетел первым, клянусь, я в жизни больше не вышел бы на сцену", - вспоминает Дон.
Вскоре Кэмпбелл стал настоящей сенсацией в танцующих кругах. Ночные клубы в то время повсеместно устраивали небольшие соревнования - перетанцовки, дабы привлечь к себе побольше посетителей. Сумма главного приза редко превышала 50 долларов - не так уж и много, однако вполне достаточно, чтобы поддержать чей-то интерес. Дон появлялся тут и там, собирая деньги. Вскоре молва о нем распространилась настолько, что приз ему отдавали без конкурса, поскольку никто не отваживался выйти против него. Впрочем, так было отнюдь не всегда. Кэмпбелл и не думал о том, чтобы обучить кого-либо своему танцу, поэтому видел соперника в каждом, кто копировал его движения. Однако мама сказала Дону, что без этого о локинге никто не узнает, и сын смирился.
Клубом, где Дон проводил большую часть времени, было местечко Мэверикс Флэт в Калвер Сити. Там он и познакомился с Фредом Берри, будущим персонажем комического телесериала "What's happening" по прозвищу Rerun. Фред Берри (скончался в конце 2003 года) упросил Кэмпбелла научить его танцевать. Вот как он говорит о локинге и о своей встрече с Доном Кэмпбеллом: "Я увидел, как этот парень безбашенно пляшет. Понимаете, в Локинге все преувеличено. Вы не просто показываете на что-то рукой - вы вращаете кистью, делая эдакую петлю, и потом показываете, вы не просто смотрите - вы вытягиваете шею и смотрите, а началось все с лок-движения, когда вы резко останавливаетесь, фиксируя суставы, колени и верхнюю часть тела. Локинг - это сочетание неподвижности и движения. Возвращаясь к локу, вы можете делать что угодно."
Движения танца Кэмпбелл брал из головы, полностью полагаясь на свою способность к импровизации. Дон оказался прирожденным фристайлером. "Какую бы ошибку я не делал, люди хлопали." - вспоминает он, "Однажды я упал, но смог притвориться что так и надо. Все захлопали! Это-то и оказалось самым странным - не важно, что я делал неправильно, что-то я при этом делал правильно!"