Граффити или "стрит-арт" - так официально называется искусство по разрисовыванию уличных стен, заборов, вагонов метро и электричек. В последние несколько лет оно буквально наводнило крупнейшие российские города. Властям поневоле приходится задумываться над своим отношением к граффити. Что это - хулиганство на стенах или стихийное формирование новой среды обитания?
Вообще граффити как "уличное искусство" зародилось в Филадельфии в конце 60-х годов ХХ века. Сначала это были неприличные надписи либо пропагандистские слоганы, оставляемые на стенах. В середине 70-х райтеры (так себя называют граффитчики) переместились в нью-йоркскую подземку, и уже их граффити, став более яркими и осмысленными, привлекли к себе внимание властей и обывателей. Разрисовывание стен неоднократно пытались запретить на самом высоком законодательном уровне, но это не принесло никакого толку. Стрит-арт слишком прочно утвердился в американских, европейских, азиатских и даже австралийских городах, стал неотъемлемой частью культуры мегаполисов. Помимо Нью-Йорка и Лос-Анджелеса мировыми центрами граффити сегодня считаются Лондон, Амстердам и Мадрид.
Интересно, сможет ли когда-нибудь Москва рассчитывать на подобный титул? Пока сами российские граффитчики оценивают свои работы "на троечку с минусом". Скорее всего, пока мы держимся где-то на уровне Штатов середины 80-х годов. У российских райтеров очень мало сюжетных рисунков, только зашифрованные слова.
Уличным рисованием обычно увлекаются тинэйджеры 13-16 лет и студенты гуманитарных вузов. На "бомбежки" - то есть разрисовывание стен - райтеры обычно ходят группами от 3 до 10 человек. К примеру, в Москве существует около двадцати таких граффити-коллективов. Их "жертвами" становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда, простаивающие в депо. Считается, что коллекции лучших московских граффити образовались в районах станций метро "Войковская", "Октябрьская", "Новослободская", во дворах улицы Дмитрия Ульянова, в районе Савеловского вокзала.
Конечно, можно долго спорить о том, является ли граффити искусством или это всего лишь шалости подростков. Можно бороться с райтерами, привлекать их к административной ответственности или таскать в милицию. Но в Европе творческую энергию уличных художников предпочитают направлять в мирное русло, заказывая им оформление промзон и новостроек. Москва, всерьез планирующая проводить ежегодный фестиваль граффити и готовящая закон о сотрудничестве с мастерами стрит-арта, видимо, тоже собралась пойти по этому пути. В конце концов граффити - это форма самовыражения поколения, контролировать которую столь же трудно, как образ мышления молодых, их любимую музыку и стиль одежды