Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "райтеры" ни черта не заботились о том поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных" писателей, читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места также играли заметную роль. Каждому хотелось выделится из общей массы и получить признание себе подобных.
Но по-настоящему борьба развернулась, когда райтеры открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже выбор места уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буковки строились ровно в ряд и читались с пол-пинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали все больше внимания.
А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто еще стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона.
Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких колпачков спрэющих баллонов на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках "субвей систеам". А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя из Бронкса получил название Бабл.
Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Райтеры со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот стиль. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами - начались "стилевые войны".
Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Cтиль", написаны книги. Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально двигал культуру граффити много-много лет.
Как, не обидно, но мы уже смирились с тем, что в Россию, все приходит с запозданием, та же ситуация и с граффити, когда в Америке и Европе (кто ездил, тот видел разбомбленные стены), после бурных бомбежек, граффити начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось. И не удивительно то, что все это было (и во многом остается) нелегально, вы можете себе представить что бы сделали с человеком расписывающим, автобус - в доперестроечные времена?
В Россию граффити попало в конце 80-х годов, но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы разно слоняющихся масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда практически о каждом новом рисунке можно было узнать от самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно просто гулять по улицам и все время встречать все новые и новые работы. Надо признать: граффити в России перестало быть забавой немногих. Пришло время наглухо заспреенных кварталов, дерзких налетов - бомбингов, эрейзов, войны стен и подростковых "гангстерских" разборок...
Вот как всю начиналось
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12008-01-08 12:04:14
Поделиться22008-01-13 02:26:52
Cчитается, что эпоха под названием OLD SCHOOL длится вплоть до 1984 года, где её сменяет NEW SCHOOL. Так вот, мне бы хотелось, чтобы период "старой школы" граффити не остался в тени. Все мы знаем LOOMITa, DAIMa, CAN2 и и других райтеров, переживающих на данный момент, возможно, пик своей славы. Но мы нечасто задумываемся над тем, что всё их творчество, да и вообще граффити в целом, базируется на достигнутом мастерами периода конца 60-х . начала 80-х годов. Без них, без пионеров райтинга, мы бы вряд ли выводили сегодня сумасшедшие сплетения букв wildstyle, вряд ли отправлялись бы ночами на то, что принято называть "бомбинг", да и вообще, было ли бы граффити без них? Кто знает. Как бы то ни было, это должен знать каждый уважающий себя райтер. Это история. Это корни граффити.
Предыстория 1966-71 .
Изначально граффити использовалось политическими активистами для высказывания лозунгов и уличными бандами для метки территории. Термин граффити приобретает привычное нам значение лишь с конца 60-х годов. История подпольного художественного движения, таящего в себе множество имён и часто называемого "граффити", берёт свой старт в Филадельфии, штат Пенсельвания, где- то с середины 60-х годов. Изначально это был бомбинг. Райтерами, которые по праву могут гордится первыми в истории бомбами, являются CORNBREAD и COOL EARL . Они исписали своими именами весь город и были удостоены немалого внимания со стороны прессы. До сих пор не совсем понятно, как эта идея достигла Нью-Йорка: пришла ли она из Филадельфии, либо это произошло случайно.
Начало 1971-1974
Итак, спустя некоторое время после подвигов CORNBREADa, в Манхэттенской секции Нью-Йорка, Washington Heights, стали появлятся первые райтеры. Об одном из них была напечатана целая статья в газете Ney York Times. Его вымышленное имя было TAKI 183 . TAKI - кличка (на самом деле его звали Demetrius), а 183 . название улицы, на которой он жил. Он работал посыльным, поэтому постоянно бывал в метро, чем и пользовался . оставлял везде своё имя (тэг). Появление столь необычных надписей вызвало немало внимания со стороны публики, как писали в NY Times. Невольно, TAKI 183 стал первым настоящим райтером, или даже первым королём граффити. Как бы то ни было, именно его имя возглавляет ряды участников, сформировавших новую субкультуру. Также огромной чести быть первыми райтерами удостоены JULIO 204, FRANK 207 и JOE 136 . Эти люди наверняка даже не подозревали о том, что их проделки перерастут в явление мирового масштаба.
Затем движение стало интенсивно набирать обороты в кварталах Бруклина. С каждым днём он всё больше и больше покрывался метками уличных художников. FRIENDLY FREDDIE был одним из первых бруклинских райтеров, который прославился на весь город.
Все эти различные движения, возникшие в районах Нью-Йорка, объединяло ни что иное, как метро. Оно было едва ли не единственной связующей нитью между ними. Постепенно люди в одном конце города стали замечать то, что делают в другом районе, и надписи на вагонах метро стали приобретать характер соревнования. Граффити почти мнгновенно перекинулось с улиц на вагоны метрополитена. Конечно, это были в основном лишь тэги, и целью тогдашних райторов было написание своего имени наибольшее количество раз. Они садились в вагоны и насплошь убивали их своим именем. Продолжалось это не долго. До тех пор, пока кто-то не сообразил пробраться в депо, где можно проделать то же самое с небывалой продуктивностью, за меньшее время. Причём шансы оказаться пойманым там заметно уменьшались. Именно так и закрепились основные законы и методы современного бомбинга.
Спустя совсем немного времени, райторов расплодилось такое количество, что для того, чтобы выделиться, необходим был какой-то новый способ. Первый заключался в разработке уникального, не похожего на другие, тэга. Именно тогда было выведено несчётное количество стилей написания своего имени. Райтеры украшали тэги всевозможными штрихами и звёздочками, придумывали совершенно новые, невообразимые формы. Большинство из них создавалось лишь для придания тэгу красивого внешнего вида, но иной раз они несли в себе даже некоторый смысл. Например, короны использовались райтерами, которые провозглашали себя королями. Наиболее известный в истории граффити тэг . STAY HIGH 149 . В нём дымящийся косяк выбран в качестве перегородки буквы "H", а так же присутствует персонаж из известного телесериала "The Saint" (фотография справа)
Следующим шагом было увеличение масштаба рисунков. Райтеры стали воспроизводить свои тэги, увеличивая их в несколько раз. Стандартные насадки от краски были слишком узкими, и новые надписи, которые требовали больших усилий со стороны райтера, всё же визуально не намного опережали предыдущие. Поэтому райтеры стали увеличивать толщину букв, а заодно и обводить их контур другим цветом (аутлайн). Именно тогда многие обнаружили, что кэпы (насадки) от другой спрэй- продукции могут позволить увеличить толщину линии. Всё это и послужило поводом создания masterpieces (piecies). Сложно сказать, кто был автором перывого "куска", но всё же считают, что таковым является SUPER KOOL 223 из Бронкса. Итак, новые толстые буквы позволили райтерам увеличивать тэги в масштабах. Многие стали совершенствовать дизайн своих имён, сначала используя всевозможные пузырики и точки, затем уже в ход были пущены звёздочки, завитульки, разноцветная заливка букв и пр. Ограничивалось всё это лишь воображением райтера.
Как раз в то время и произошёл очередной граффити-термин .designs. украшение букв изнутри. Иногда, если подворачивался случай, райтеры наносили свой "кусок" во всю высоту вагона (опять же считается, что пионером здесь был SUPER KOOL 223). Такие шрифты получили название .Top to Bottom (T to B). . т.е. сверху до низу. Добавление разноцветной заливки букв и увеличение масштаба рисунков были несомненными достижениями, но всё же эти куски очень здорово напоминали тэги, на которых они были основаны. Наиболее продвинутыми райтерами того времени были HONDO 1, JAPAN 1, MOSES 147, SNAKE 131, LEE 163d, STAR 3, PHASE 2, PRO-SOUL, TRACY 168, LIL HAWK, BARBARA 62, EVA 62, CAY 161, JUNIOR 161 и STAY HIGH 149.
Дух соперничества способствовал развитию совешенно новых стилей, которые заметно отличались от тэгов. Стиль Broadway (бродвэй), разработанный райтером из Филадельфии TOPCAT 126 , повлёк за собой развитие надписей из блоков огромных наклонных печатных букв, названных block busters . Другой райтер, PHASE 2 , позже изобрёл более мягкие и обтекаемые буквы, получившие название bubble letters . Бродвэй и баббл были самыми ранними стилями, сыгравшими огромную роль для дальнейшего развития граффити. Именно они дали впоследствии старт многим другим стилям. Вскоре начали появляться незатейливые сплетения букв различных форм с широким использованием стрелок, разрывов и прочих наворотов, присущих современному граффити. Все эти разработки стали сочетаться и послужили началом для Mechanical style (механического стиля) или, как сейчас принято, Wild style (дикого стиля) в сфере шрифтов.
Соревновательный характер в изобретении новых форм с применением разработок таких райтеров как PHASE 2, RIFF 140 и PEL не давал уличным творцам сидеть сложа руки. Началась самая настоящая война стилей. Некоторые райтеры, например всё тот же RIFF, брали уже готовые разработки и всячески их усовершенствовали. Райтеры FLINT 707 и PISTOL внесли немалый вклад в развитие шрифтов, придав им обьём. Их идеи стали для современного граффити уже выработанным стандартом.
Этот ранний период творчества, естественно, не остался незамеченным. Социолог Hugo Martinez из одного городского колледжа уже тогда был озадачен легализацией потенциала райтеров. Основанная им организация United Graffiti Artists , cобрала воединое наиболее талантивых художников метрополитена и представила их творчество в традиционных рамках картинной галереи. UGA дала райтерам уникальную возможность представить свои работы во всей красе. Галерея Razor, открытая Хьюго Мартинзом при содействии таких известных райтеров, как PHASE 2, MICO, COCO 144, PISTOL, FLINT 707, BAMA, SNAKE, и STICH , обрела небывалый успех. Также масштабность нового искусства подтверждает статья, опубликованная в 1973 году в журнале Ney York, названная "Хит-парад граффити".
В 1974 году такие райтеры, как TRACY 168, CLIFF 159 и BLADE ONE предприняли первые попытки создания работ с сюжетом. Например, они сочетали шрифт с персонажами из различных мультфильмов. Граффити неслось вверх с невероятной быстротой.И вот уже к концу 1974 года на линиях метро стали появляться первые whole cars (шрифты размером во весь вагон). Здесь следует упомянуть заслуги AJ 161 и SILVER TIPS .
1975-1977
Велечайший в истории бомбинг 1975-1977 Наиболее влиятельные события наступили с приходом 1975 года. Все правила и стандарты были установлены, оставалось только воспользоваться тем, что было изобретено первым поколением райтеров. К тому же на руку художникам было слабое финансирование метрополитена. Практически никто не следил за составами, и, разумеется, никто их не отмывал. Начался период, который вряд ли можно бы было назвать иначе, как Грандиозный, или даже Величайший в истории граффити бомбинг.
За эти годы граффити сделало небывалый рывок в своём развитии, приобрёв несчётное количество стилей. Whole cars стали для большинства райтеров просто обычной разминкой. В этот период выделяется новый термин . throw up. Throw up . это своеобразный быстрый стиль нанесения кусков. Он происходит от шрифта .bubble. и отличается в основном быстрой заливкой с интервалами между штрихами. Throw up приобретает огромную популярность среди райтеров, и имена, состоящие в основном всего лишь из двух букв, начинают с необычайной скоростью заполнять поверхности вагонов. В основном это происходит в секциях IND и BMT. Здесь следует отметить такие команды, как POG, 3yb, BYB TC и TOP. Королями throw up считаются TEE, IZ, DY 167, PI, IN, LE, TO, OI, FI aka VINNY, TI 149, CY и PEO . Растёт и соперничество среди райтеров. Сметая все мыслимые и немыслимые законы, художники порой умудряются оставить свой след просто в невообразимых местах! Как и пик whole cars, апогей thow ups приходится на 75-77 года. Следуя по стопам TRACY и CLIFFa, такие райтеры как BUTCH, CASE, KINDO, BLADE, COMET, ALE 1, DOO2, JOHN 150, LEE, MONO, SLAVE, SLUG, DOC 109 CAINE ONE заполонили нью-йоркскую поземку огромным количеством whole cars.
Возрождение стилей 1978-1981
Новая волна воображения всколыхнула мир граффити в конце 1977 года такими командами, как TDS, TMT, UA, MAFIA, TS5, CIA, RTW, TMB, TFP, TC5 и TF5 . Вновь запылала война стилей. Также это была последняя волна крупномасштабного бомбинга. В дальнейшем её прервёт организация MTA, которая объявит настоящую войну незаконным художникам. На Бродвее райтеры CHAIN 3, KOOL 131, PADRE, NOC 167 и PART 1 продолжали совершенствовать традиции PHASE 2, RIFF 140 и PEL. Позже CHAIN перекинется вместе с командой TMT на 2 и 5 линию, где, следуя традициям style wars, команда CIA убивает работы TMT. Именно там DONDI вместе с POSE будут противостоять DOSE и CHAIN. Активными райтерами того времени были также CASE 2, KEL 139, MARE, COMET, REPEL, COS 207, DURO, MIN, SHY 147, KADE 198, FED 2, REVOLT, RASTA, ZEPHYR, BOOTS 119, KIT 17, CRASH и DAZE . Райтеры LEE, CAZ 2, IZ, SLAVE, REE, DONDI , BLADE и COMET бились в сфере whole cars. SEEN , MAD, PJ и DUST оккупировали 6 линию, подарив ей множество потрясающих, чётко-сделанных whole cars. MITCH 77, BAN 2, BOO 2, PBODY, MAX 183, и KID 56 заправляли 4 линией. А FUZZ ONE умудрялся держать позиции на всех 7 линиях секции IRT. Команды CIA, TB и TKA создали огромное количество стильных работ в секции BTM.
( Коментарий: Лично я когда-то давно видел один американский фильм конца 70-х. Действие происходило именно в Нью-Йорке. Так вот, там промелькнул один короткий эпизод с метро. Это было что-то! Из глубины тоннеля везжает. Нет, не поезд! А сплошное месево, на котором, наверное, слоёв 10 всевозможных кусков. Там даже нельзя было что-либо разобрать! Я был поражён, честно говоря. )
Итак, в 1980 году настал переломный момент. Власти, наконец, взялись за тот беспредел, учинённый городском метрополитене. Работы стали беспощадно уничтожаться, а в депо иной раз райтера поджидали органы правопорядка. Многие тогда покинули затею с подземкой и принялись заниматься менее опасным творчеством . т.е. просто райтингом, которому с начала 70-х годов почти не уделялось внимания. В 1979 LEE QUINONES и FAB 5 FREDDIE открыли галерею в Риме вместе с Claudio Bruni. Далее, в 1980 году многие райтеры, спешившие продожить раскрытие своего творческого потенциала, перекочевали в такие известные места, как ESSES studio, Stephan Eins' Fashion Moda и Patti Astor's Fun Gallery. Именно эти галереи в будущем помогут распространению граффити по всему миру. К примеру, европейцы мигом подхватят новое искусство и продолжат у себя его активное развитие. В том же году показы работ DONDI , LEE, ZEPHYR, LADY PINK, DAZE и FUTURA 2000 раскрывают публике внутренний мир нью-йоркской молодёжи.
1982-1985
Примерно с начала до середины 80-х граффити заметно тускнеет под влиянием нескольких фактов. Некоторые из них касаются этого искусства напрямую, другие же лишь косвенно отражаются на райтинге. Сильно сказалась эпидемия преступности, вызванная распространением наркотиков. В связи с появлением у многих уличных группировок оружия, ситуация на улице стала невероятно напряжённой. К тому же органы правопорядка свели продажу краски к минимуму и позаботились о том, чтобы в магазинах баллоны находились в запирающихся местах, откуда их нельзя было стащить. Ужесточились и наказания за незаконное нанесение рисунков. Но основным же неприятным фактором было увеличение бюджета метрополитена на борьбу с граффити. Депо и отстойники стали тщательно охраняться. Большинство из излюбленных райтерами мест оказалось недосягаемым. Власти возвели заборы, которые не позволяли райтерам пробраться к составу. Если же они взламывались, то их тут же приводили в порядок. Рисунки отныне могли прожить на стенах вагонов лишь несколько недель, если не дней. Всё это, естественно, заставило многих покинуть разрисовывание метрополитена. Но некоторые райтеры, наоборот, ещё больше загорелись мыслью о бомбинге поездов. Они приняли все эти меры, как вызов и решили ни в коем случае не сдаваться.
В связи с нехваткой мест для нормального бомбинга, они стали невероятно агрессивными по отношению к друг другу, расхватав все доступные депо и как бы завладев на них правами. В принципе разделение территории было уже давно не новым, но теперь оно стало ощущаться с невероятной силой. Если райтер шёл на дело, не имея при себе оружия, его могли сильно избить и отнять снаряжение. Так что отныне райтерам нужно было не только воображение, но и хорошая физическая подготовка. Команды стали походить на сплочённые бандитские группировки. Если они наталкивались друг на друга во время бомбинга, то схватки было не избежать. Такие места как The One Tunnel и The Ghost Yard стали свидетелями крупных разборок между райтерами. Так что работы убивались не только органами MTA, но и другими командами. Наиболее отличившимися райтерами, продолжавшими бомбить подземку, были SKEME, DEZ, TRAP, DELTA, SHARP, SEEN TC5, SHY 147, BOE, WEST, KAZE, SPADE 127, SAK, VULCAN, SHAME, BIO, MIN, DURO, KEL, T KID, MACK, NICER, BRIM, BG 183, KENN, CEM, FLIGHT, AIRBORN, RIZE, JON 156, KYLE 156.
Именно на такой ноте оканчивается период, названный OLD SCHOOL в истории граффити, да и вообще в истории хип-хопа в целом.