NFS
История серии Need For Speed насчитывает более десяти лет. Менялись технологии, менялись тенденции, росли требования игроков. Пожалуй, именно столько времени понадобилось Electronic Arts для того, чтобы методом проб и ошибок вычислить формулу стопроцентно успешной автомобильной аркады. В Most Wanted — девятую часть игры — добавили понемногу всего лучшего, что было в частях предыдущих. Полиция, стритрейсинг, тюнинг, экономическая составляющая, дорогие спортивные суперкары, плюс незамысловатое управление, и все это под соусом из весьма недурственного сюжета.

     
Айн, цвай, полицай
С сюжета мы и начнем. Главный герой, изначально безымянный (как хотите, назовите, при создании профиля), стритрейсер пребывает в город Rockport, в надежде на легкий заработок, вселенскую славу и все такое прочее. Проблемы всего две: во-первых, в отличие от городов, по которым мы катались в Underground-ах, уличных гонщиков здесь очень не любят. Крайне голливудского вида коп вам это быстро разъяснит (игра наполнена превосходными видеороликами, в которых хитрым образом совмещены задники, сделанные на движке игры и живые актеры). Во-вторых, после нескольких дней легкой жизни и нескольких побед, главный злыдень по имени Razor устраивает большую подлянку, в результате которой присваивает машину героя, самого его обрекает на недолгое, но крайне утомительное пребывание в казенном доме, а сам, пользуясь полезным приобретением, быстро вырывается на первое место Black List — местного рейтинга гонщиков. Цель игры — добраться с пятнадцатого до первого места, надрать Razor-у филейную часть и вернуть в личное пользование сине-белую BMW M3 GTR (особые приметы — поцарапана левая дверь:). Таким образом, из фальшивого андеграунда двух предыдущих частей мы попадаем в настоящий deeper underground. В активе — «стоковая» машина и немного подъемных денег. Тяжела жизнь нелегала.

Хинт: если игра обнаруживает установленную версию Underground 2 с любыми сейвами, то в виде благодарности начисляет дополнительно 10 тысяч условных единиц. Таким образом, на старте можно прикупить VW Golf GTI, на который, при обычном раскладе, не хватает 5000. Вот такой подарок от разработчиков.

     
Игра поделена на 15 эпизодов, по числу конкурентов. В каждом эпизоде имеется ряд требований, которые требуется выполнить, дабы оппонент снизошел до дуэли с вашей скромной персоной. Требования, как правило, таковы: определенное количество выигранных гонок, выполненные Milestone (о них далее) и, пришедший на смену визуальной крутости, счетчик вашей антисоциальности — так называемой Bounty. Гоночных режимов стало меньше, например, канули в лету столь обожаемые всеми Steer-X и Drift. На смену последнему пришел занятный режим Speedtrap — гонка по чекпоинтам, фиксирующим максимальную скорость и, в конце, суммирующую общий балл, либо одиночный заезд на время, где чекпоинты добавляют заветные секунды. Обычные кольцевые и Knockout гонки не изменились, в спринте появилась полиция, а драг стал намного сложнее за счет отнюдь не прямых трасс и обилия трафика. Режим Milestone a.k.a. «разозли полицейских посильнее» являет собой свободный заезд по городам и весям со служителями правопорядка на хвосте, да еще и требующий выполнения различных заданий, например, набрать энное количество Bounty-рейтинга, нанести определенный ущерб или собрать эскорт из такого-то количества машин. Как правило, за один такой заезд можно выполнить сразу несколько Milestone-заданий и, если постараться, набрать нужный уровень рейтинга. Затем следует дуэль с очередным оппонентом, после успешного завершения которой, становится доступен следующий эпизод, новые машины, районы, апгрейды и прочая. Кроме того, проигравший гонщик предоставляет набор бонусов, из которых можно выбрать два. Часть из них известны: уникальная запчасть, сумма денег и т.д., но намного интереснее скрытые бонусы — здесь может выпасть и машина проигравшего, и бесплатное освобождение от полиции, и дополнительная «жизнь» (после трех путешествий вашего авто на эвакуаторе железный конь изымается служителями закона безвозвратно).

Обрезки и ошметки
За гонки начального уровня платят довольно скупо, зато есть возможность проходить их бесконечное количество раз, даже «возвращаясь» назад, в предыдущие эпизоды. Опять же, при должном терпении можно сколько угодно раз проходить одну и ту же простую трассу, упорно зарабатывая виртуальный эквивалент презренного металла. Товарно-денежные отношения заметно упростились — платят только за победы в общих заездах и дуэлях, количество магазинов сократили до двух типов, в одном автомобили, в другом — все остальное, да и искать их теперь не надо, так как на карте они обозначены сразу. Учитывая активность полиции, поездка до магазина может обернуться получасовым уходом от погони. Заработанные финансы идут на покупку автомобилей, тюнинг и, если не повезет, уплату штрафов.

Печальным известием для всех любителей собирать уникальные машины станет существенно урезанный тюнинг. Больше никаких отдельных «юбок», бамперов, зеркал заднего вида, выхлопных труб, неона и накладок на фары. Куцый набор из готовых обвесов, воздухозаборники, перекочевавшие непосредственно из U2, весьма знакомые по все той же U2 модификации капотов, спойлеры, диски и тонировка стекол. Забудьте об увлекательном процессе покраски деталей, теперь дозволено изменять цвет только кузова и колесных дисков. И никаких комбинаций из «винилов» — только одна готовая наклейка, где, в лучшем случае, можно поменять цвет заливки и обводки, плюс бонусные и призовые винилы. Все. Внутренний тюнинг тоже подрезали, но не так радикально, скромный набор «пакетов» для двигателя, подвески, тормозной системы и прочего открывается постепенно, по мере низвержения ключевых соперников. Регулировать характеристики можно прямо на ходу, даже во время гонки, однако такой полезной штуки, как DYNO нас лишили, так что тестировать настроенную машину придется на основе личных ощущений, без таблиц и графиков. Хорошо, хоть, все настройки сопровождаются подробными комментариями и рекомендациями.

В число безвозвратно утраченных приятностей попали также случайные гонки с подвернувшимся рядом оппонентом (Outrun), ночные заезды (изредка случается пасмурная погода или дождик) и, совершенно не ясно по каким причинам, риплеи. Последнее я считаю, истинным безобразием и ущемлением прав игрока, лишенного возможности полюбоваться со стороны на свои достижения (кратковременное переключение камеры во время особо удачного трюка не считается).

     
Я люблю кататься
Попытки реализовать физику, близкую к действительной, обломались еще после выхода NFS: Porsche Unleashed, однако, в Most Wanted разработчики таки задумались о некоторой малоинтересности «езды по рельсам» и сделали управление, пусть не намного, но более сложным, явно присмотревшись к физической модели Juiced. Легкие и непринужденные поездки сменялись напряженными и жесткими поединками со значительно поумневшими соперниками. Любой апгрейд, в том числе и регулировка угла наклона спойлера или, например, высоты подвески, не говоря уже о замене внутренних агрегатов, чувствуется отлично, к каждой новой машине приходится некоторое время привыкать, а под каждую гонку подстраиваться, а лучше брать из гаража подходящую, в данном случае, машину. Кстати, обращайте внимание не биографии соперников — если после победы вам достается его автомобиль, то велика вероятность того, что он оптимально настроен под предпочитаемый гонщиком тип заездов (кто-то считает себя королем спринта, кто-то предпочитает кольцевые гонки с массой крутых поворотов и т.д.).

Lowride по проселочным дорогам до добра не доводит, попытки заднеприводной машины выехать с сырого газона на асфальт выглядят довольно жалко и, надо сказать, противники таких глупостей не допускают. AI был подвергнут радикальной модернизации и вместо тупых ботов, случайно сбивающихся в кучку на старте и влетающих во встречный и поперечный транспорт мы получили грамотных, агрессивных и назойливых соперников, отлично знающих оптимальную траекторию движения, места, где можно «срезать» и не упускающих ни одного шанса вырваться вперед. Способы борьбы — своевременный тюнинг, знание трассы, резкий отрыв в самом начале заезда (увы, богомерзкий кетчуп, пардон, catch up, когда сильно отстающий противник моментальное телепортируется прямо за машиной игрока, дабы тот не скучал в одиночестве, никуда не делся) и использование движимых и недвижимых препятствий. Подрезать довольно сложно, ибо сей маневр чреват резким ударом в бок с последующим уходом в занос, а вот легонько оттеснять соседа на встречную полосу, прямо навстречу большой фуре — весьма удачный вариант. В лучшем случае он притормозит, а если повезет, то и хорошенько стукнется, потеряв немало секунд на разворот.

Полиция, которой в игре уделено чуть ли не основное внимание, способна изрядно поразвлечь любителей адреналина. Скажем, в «спринте» своевременное появление машинок с мигалками не создаст проблем для хорошего игрока, зато оппоненты будут дезорганизованы, а то и вовсе приняты с поличным. Разборки с полицаями тет-а-тет еще интереснее. Изначально каждая машина имеет минимальный рейтинг Heat (прямо таки GTA), однако ваши многочисленные правонарушения способны довести заинтересовать копов вплоть до пяти «звездочек», с заблокированными дорогами, шипами, выходом на трассу огромного количества особо крепких и маневренных полицейских машин, и, если даже десяток рядовых патрульных автомобилей не есть серьезная проблема, то слаженная группа ребят на Chevrolet Corvette легко затолкают вас в угол, перевернут, затопчут и арестуют. Джипы обладают повышенной прочностью и массой, предпочитают на ходу зажимать игрока с четырех сторон, вертолеты больше не сбрасывают бочки, однако сообщают наземным силам ваше местонахождение.

     
Уходить от погони можно самыми различными способами. С легким транспортом можно и нужно играть в местный аналог Carmageddon, тараня, желательно на большой скорости и в бок, после чего коп-мобиль быстро приходит в аварийное состояние и лишается способности передвигаться. Весьма хорошо действуют непредсказуемые маневры, например, резкий разворот или неожиданный поворот «не туда» заставляют копов некоторое время озадачено буксовать на месте, а потеря вашего транспорта из поля зрения и вовсе отказаться от погони. Таким образом зеленый ползунок «evade» плавно трансформируется в синий «cooldown» — время, за которое можно отсидеться в специально обозначенных точках. В случае с вертолетами — ищем те же точки, но с крышей над головой, дабы не заметили с воздуха. Отдельное место в борьбе с правосудием занимают Pursuit Breakers — также обозначенные на карте объекты, задев которые можно избавиться от хвоста. Скажем, обрушив водонапорную башню можно придавить или, хотя бы, задержать, преследователей. Такую же подмогу способны оказать и мирные транспортные средства. Повернутая поперек дороги легковушка, как минимальная защита, а вот протаранить лесовоз — средство более серьезное, ибо рассыпавшимися бревнами полицию покоцает изрядно. Самое занятное, что, хорошо зная карту, эти же приемы можно использовать и в обычных заездах. Разница лишь в том, что обычные машины неуязвимы (опция car damage всего лишь включает царапины на кузове и вмятины на стекле вашего авто, но никак не влияет на ходовые качества).

     
Сухофакты
Список лицензированных по полной программе автомобилей, имеющихся в игре таков:

Aston Martin DB9
Audi A4 3.2 FSI Quattro
Audi TT 3.2 Quattro
Audi A3 3.2 Quattro
BMW M3 GTR
Mercedes-Benz SL 500
Mercedes-Benz SL 65
AMG Mercedes-Benz CLK 500
Dodge Viper SRT10
Fiat Punto
Ford GT
Ford Mustang GT
Chevrolet Corvette C6
Chevrolet Corvette C6.R
Cadillac CTS
Pontiac GTO
Vauxhall Monaro VXR
Chevrolet Cobalt SS
Lamborghini Murcielago
Lamborghini Gallardo
Lotus Elise
Mazda RX-8
Mazda RX-7
Mercedes-Benz SLR McLaren
Mitsubishi Lancer Evolution VIII
Misubishi Eclipse
Porsche Carrera GT
Porsche 911 Turbo S
Porsche 911 GT2
Porsche 911 Carrera S
Porsche Cayman S
Renault Clio V6
Subaru Impreza WRX STi
Lexus IS300
Toyota Supra
VW Golf GTI
Плюс машины полиции
Музыкальная часть традиционно собрана из весьма разнообразных по стилистике коммерческих композиций за авторством Static-X, DJ Spooky, Diesel Boy, The Prodigy, BT, The Roots, Jamiroquai и других, менее известных исполнителей. В съемке игровых роликов принимали участие более десяти актеров, в том числе и Джози Маран — основная модель компании Oriflame и исполнительница второстепенны ролей в таких фильмах, как «Ван Хельсинг» и «Авиатор».

Версия Black Edition отличается наличием нескольких дополнительных машин для свободных заездов, новой pursuit-трассой, а также бонусным DVD-диском, на котором обосновались видеоролики, подробно рассказывающие обо всех аспектах создания игры. Например, о съемке видеороликов с живыми актерами, создании трасс и автомобилей — от рисунка на бумаге или фотографии реального здания до трехмерной модели в игре, плюс все демонстрационные ролики, вышедшие до релиза или показывавшиеся на выставках.

     
Картинки с выставки
Движок, хоть и от бородатой шестой части, в очередной раз подвергся серьезной модификации и, пожалуй, соответствует всем современным стандартам, хотя, традиционно, не очень дружит с картами от ATI, порождая, например, «зубчатые» тени. Обладатели топовых видеокарт получили возможность любоваться шейдерами третьей версии, уровень моделей, при максимальных настройках практически достиг качества программно отрендеренных изображений, углы практически незаметны, детальное моделирование внутреннего строения фар, очень удачная реализация системы отражений и динамические тени (от автомобилей, статичных объектов и даже листьев) придают реалистичности картинке. Правда, разницу в отражениях от стекол, полированного кузова, хромированных деталей и карбоновых накладок дизайнеры EA Canada до сих пор не уяснили, видимо, на тот же Juiced смотрели недостаточно внимательно. Очень неплохо реализован бамп на асфальте, это против идиотских зеркальных дорог в NFS: U2. Overbright — кратковременное «ослепление» после выезда из тоннеля на улицу (тонированные стекла не спасают), равно как и блюр на высоких скоростях — красивые, но сильно мешающие игроку эффекты, многие предпочитают их отключить, и не производительности ради, а удобства для. Дождь радует капельками на стекле, весьма правдоподобно искажающими изображение, а вот на немногочисленные водоемы шейдеров, почему-то, пожалели, и смотреть на них строго не рекомендуется. Настройки доступны через меню и, несмотря на обобщенные названия тех или иных опций, легко угадываются и позволяют оптимально настроить игру под любую систему. Достоверно известно, что Most Wanted работает на GeForce 2 MX (!!!). Ключевое слово — работает, хотел бы я на это посмотреть  На тестовой системе игра наиболее комфортно чувствовала себя в разрешении 1024х768 (1152х864 куда то упрятали) со средним уровнем настроек. Для особо сложных заездов настройки снижались почти до минимума, а для снятия скриншотов — наоборот.

Город стал несколько больше, нежели в U2, передвижение по нему осталось свободным, а заблокированные участки открываются по мере прохождения сюжета. Трассы по-прежнему прокладываются по улицам и, довольно часто, приходится встречать знакомые места. Указатели-ограничители, наконец-то перестали быть красными, однако, их новый желтый цвет часто плохо заметен в солнечную погоду. Стало намного больше объездных путей, значительно повысилась детализация окружения, а также его интерактивность. Город вечного дня и, судя по краскам, вечной осени может похвастаться разнообразием архитектуры, от бедных кварталов и индустриальных зон, до пляжей и парков.

Портирование, по нынешним меркам, сделано довольно сносно, хотя постоянные подтверждения всех действий в меню крайне раздражают, равно как и необходимость активно пользоваться клавиатурой. А вот управление одинаково удобно и с клавиатуры, и с геймпада, несколько хуже реализовано рулевое управление. Крайне порадовала отличная оптимизация продукта. Никаких вылетов, ошибок, графических артефактов и прочей гадости, более того, фатальная для многих игр комбинация Alt+Tab работала быстро, четко и безболезненно — визитная карточка Electronic Arts...

...равно как и великолепная озвучка! У каждой машины свой «голос», меняющийся после даже самой незначительной модификации, окружающие звуки, эффекты реверберации и реализация трехмерного звука — пять с плюсом. Голоса актеров — как в голливудских постановках среднего класса, а о саундтреке уже было сказано выше.

     
Игра оставляет такое впечатление, что вернулся старый добрый NFS. Простенькие покатушки, призванные заполнять время между выбором нового и подходящего оттенка для выхлопной трубы, сменились быстрыми, жесткими, заставляющими буквально слиться с виртуальной машиной, не прощающими ошибок гонками, не превратившись, в то же время, в серьезный и достоверный симулятор. Отлично соблюденный баланс между реалистичным и аркадным управлением, возвращение на сцену суперкаров и полиции, превосходная графика и звук... Можно праздновать возрождение серии, которая, было, собралась совсем сходить на нет. Но одно «но» — тюнинг урезать, все-таки не следовало! Подсознательная тяга к персонификации — самый лучший стимул к активному прохождению всех трасс и выполнению всех заданий с целью получить побольше денег. А кому нужны деньги, если их не на что тратить...

Ссылки по теме:
Обсуждение игры на нашем форуме
Демонстрационная версия (570 МБ, 8 зеркал)
  С этого момента мы начинаем снабжать обзоры самых красивых и зрелищных игр видеороликами собственного изготовления. NFS: Most Wanted стала первой игрой, удостоившейся такой чести. Чтобы скачать 4-х минутный ролик кликните на картинку. (28.5 МБ, DivX) 

Плюсы:
Превосходная графика и звук
Значительно поумневшие противники
Интересный сюжет, отличные ролики с живыми актерами
Качественное портирование и оптимизация
Огромное количество лицензированных автомобилей и деталей
Минусы:
Урезанный тюнинг
Однообразие многих трасс
Не слишком удобный интерфейс